Нейропсихологическая коррекцияЗанятия по нейропсихологической коррекции проводит психолог, нейропсихолог, специалист по нейрокоррекции,  специалист систем М. Монтессори, специалист по работе с психической травмой и ПТСР, мастер – коуч – Татару Анастасия Николаевна.

ВЛИЯНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЛОКОВ МОЗГА НА НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ

Формирование мозга похоже на строительство дома. Мозг, как и любая система, состоит из частей, которые взаимодействуют друг с другом. Т.е. если части нормально развиты и связи между этими частями правильно организованы, то система будет работать нормально. Если какая-либо часть недостаточно развита или между частями не налажены связи, то соответственно похоже на дом в котором есть комнаты, но забыли сделать двери между ними, комнат много, а зайти в них не получается, или нет окон и свет не провели... Созревание мозга – процесс длительный и неравномерный. Очень коротко о том как это происходит…

 

1 блок – фундамент дома. Закладывается во время беременности, родов и 1-го года жизни ребенка. Все, что происходит с мамой во время беременности (психотравмы, болезни, принимаемые лекарства), откладывает свой отпечаток на «фундамент» и это будет либо хороший устойчивый фундамент, либо в нем появятся дыры.

1 блок мозга участвует в: - организации: - внимания, - памяти, - регуляции эмоциональных (страх, боль, удовольствие, гнев) и мотивационных состояний.

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ 1-го БЛОКА МОЗГА:

- истощаемость, утомляемость, вялость;

- эмоциональная неуравновешенность;

- это дети невротики, т.к. реагируют на любой стимул окружающего мира,

- аллергии в самых разнообразных проявлениях; - повышенная частота заболеваний,

- гипо- или гипертонус;

- дети пишут «как курица лапой»,

- долго не могут научиться завязывать шнурки.

- двигательная неловкость;

- синкинезии (движения, присоединяющиеся к основным – движения языком во время письма);

- вычурные позы;

- дизартрии, дисграфии;

- сужение полей зрения;

- слабая (или полное отсутствие) конвергенция глаз.

2 блок – стены дома. На этом фундаменте дальше будут строится стены. На «дырявом» фундаменте они будут плыть, проседать, выпирать. 2-ой блок формируется от 1 до 7 лет. Все, чему родители и учителя учат ребенка в этом возрасте, это по сути «укрепление» стен. А если они уже деформированы? Ребенок с удовольствием делает то, что получается и родители еще и стараются поддерживать это, развивать еще больше и тогда идет еще большая деформация.

2 БЛОК МОЗГА Блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации — включает в себя центральные части основных анализаторных систем: зрительной, слуховой и кожно-кинестетической, корковые зоны которых расположены в затылочных, теменных и височных долях мозга.

Функции 2 блока мозга: - Височные отделы мозга обеспечивают опосредование слухоречевых функций, Правое полушарие - невербальный слух (бытовые шумы, интонации), левое - речевой слух. - Теменные структуры обеспечивают тактильные или кинестетические функции (тонкий праксис). Правое полушарие - соматогнозис в целом, левое - кинестетическое восприятие внешних стимулов.

ПРИЗНАКИ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ 2-го БЛОКА:

- бедность, однотипность движений тела в пространстве, их недостаточная дифференцированная координация, неловкость;

- несформированность сенсо-моторных координаций;

- несформированность пространственных представлений.

3 блок – крыша дома. Формирование заканчивается к концу пубертата, а по последним исследованиям - к 21 году.

3 БЛОК МОЗГА В него входят префронтальные, лобные отделы головного мозга.

Функции 3 блока мозга: - программирование, - целеполагание, - контроль за протеканием собственной деятельности.

Функция лобных долей – это правило. Развитие функции лобных структур - это накопление правил и алгоритмов. Количественное накопление системы правил – это и есть формирование программирования и контроля.

ПРИЗНАКИ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ 3 БЛОКА МОЗГА

 - ПЕРВОЕ что говорят о таких детях - их совершенно нельзя ничем увлечь, они безразличны ко всякого рода деятельности.

 - ВТОРОЕ - они «пересчитывают всех ворон за окном». На языке нейропсихологии такое поведение называется полевым.

 - Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения.

 - У этих детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы.

 - Они не могут решать смысловых задач.

 - В письме - это пропуски букв и недописывание слов, недоделывание упражнений.

 - У этих детей крайне бедная речь.

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Как нарушения онтогенеза влияют на психические процессы? В наши дни у детей очень часто наблюдается нарушение законов онтогенеза. Кроме того, часть детей появляются на свет с родовой травмой, с различными диагнозами, а у мам бывает неблагополучное течение беременности. Очень часто в наши дни младенцы долго лежат на спине, не переворачиваются с боку на бок. Затем они очень быстро переворачиваются, почти сразу садятся, мало ползают и через очень короткое время встают. Иными словами, некоторые этапы ребёнок просто не проходит. Родители радуются, как их дети всё быстро делают. А у детей при этом имеется гипер- или гипотонус, они ходят на мысочках. Такие дети всё время стремятся сбросить это напряжение, но оно сохраняется у них до 8-9 и даже до 12 лет.

Зная, как ребёнок прошёл своё двигательное развитие, можно говорить о возможных проблемах Так, с помощью ползания, ребёнок осваивает пространство (научается понимать схему собственного тела; направления «право-лево», «верх-низ»; среду, которая его окружает). А, значит, у него формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка - обозначения этих соотношений словами, понимание и употребление предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций — пространственно-временных, причинно-следственных. Если на это не обращать внимания, возникает целый ряд феноменов. Дело в том, что движения очень тесно связаны с речью – в головном мозге речевые и двигательные зоны находятся рядом. Искажена двигательная сфера — искажается и речевое развитие (возможны дизлексия и дисграфия). Ребёнок может не говорить до 3-х лет, или говорить односложно. Может быть дизартрия (ребёнок не говорит непонятно, невнятно — «каша во рту»). В школе возможна дисграфия. Например, ребенок может писать буквы в их зеркальном отражении, или у него может быть плохой почерк. Если у ребёнка плоха развиты двигательная и речевая сферы, будет страдать и эмоциональное развитие. То что пропущено, не сформировано в младенчестве, само по себе не компенсируется автоматически в более старшем возрасте, а требует специальных и сложных усилий.

Как нарушения младенческого возраста сказываются на учебной деятельности школьников? Слагаемых успешного обучения множество. Ребенок может хорошо владеть чтением, счетом, письмом, но, придя в первый класс, может выясниться, что он испытывает трудности в учебе: не достаточно хорошо запоминает, невнимателен, быстро устает, торопится, не умеет себя перепроверить, испытывает трудности в обобщении, быстром осмыслении материала или не усваивает его на уроке, в то время как дома, в спокойной обстановке, все быстро схватывает. Начальный период обучения в школе, как лакмус выявляет скрытые ранее дефекты. Трудности, возникающие у детей в процессе школьного обучения, без специальной коррекции могут перерасти в хроническую неуспеваемость.

ПОКАЗАНИЯ К НЕЙРОКОРРЕКЦИИ

Следует обратить внимание на ребенка, если у него:

 - проблемы с памятью; - снижение внимания при выполнении задания;

 - проблемы с усвоением учебного материала; - зеркальное письмо (пишет буквы наоборот);

 - нет чёткого понимания пространственных представлений («лево – право»); - плохая координация, неуклюжесть;

 - излишняя активность либо медлительность;

 - плохо развита мелкая моторика рук (ребенок плохо рисует, пишет);

 - леворукость;

 - тики, заикание, навязчивые движения;

 - отмечаются движения языком или другими частями тела, когда он рисует или пишет; - быстро наступает усталость;

 - желание заниматься в основном только тем, что интересно;

 - частые головные боли;

 - частый плач, проблемы со сном, аппетитом;

 - проблемы в поведении, в отношении со сверстниками.

Если у ребенка имеются указанные недостатки развития или проблемы, ему рекомендуется пройти нейропсихологическое обследование.

НЕЙРОКОРРЕКЦИЯ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Что такое «нейропсихологическое обследование»?

1. Сбор амнестических данных: наличие семейных заболеваний, наличие осложнений во время беременности, родовспоможение, шкала Апгар, диагноз при рождении, стационарное лечение, развитие до года (моторные функции (удерживает голову, переворачивается и т.д.), речевое развитие), трудности в овладении навыками: пользование горшком, самостоятельная ходьба, самостоятельная еда и т.п., перенесенные заболевания, наличие энуреза, тиков, посещение детского сада и адаптация к нему, предпочитаемые игры и игрушки.

2. Выполнение специальных заданий.

Что такое «Нейропсихологическая коррекция. Метод замещающего онтогненеза»? Детская нейрокоррекция – это работа со всеми 3-я блоками мозга. На занятиях идет поэтапное проживание каждой фазы развития, стимулирование всех зон мозга. Занятия состоят из нескольких больших блоков.

РЕЗУЛЬТАТЫ НЕЙРОКОРРЕКЦИИ

Результаты нейропсихологической коррекции и абилитации:

- активизация энергетического потенциала организма (повышение общей работоспособности) и улучшение всех жизненно важных процессов;

- УЛУЧШЕНИЕ:

- внимания (устойчивости и концентрации);

 - памяти;

- речи;

 - мышления;

- улучшение качества освоения учебного материала;

 - развитие творческих способностей;

- приобретение необходимых социально-поведенческих навыков взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля

ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ В ЦЕНТРЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И РАЗВИТИЯ «ТОМАТИС –ВОЛГОГРАД». Стоимость занятия 1000 р. Продолжительность занятия 1  час.

Стоимость нейродиагностики -1700. Продолжительность индивидуальная.