Начиная с 60-х годов прошлого века, французский врач-отоларинголог Альфред Томатис сделал совершенно сенсационные открытия, давшие начало к развитию метода Томатиса. Метод этот называют по разному: «слуховое обучение», «слуховое возбуждение» или «слуховая терапия». Целью этого метода является повторное обучение человека процессу слушания, что способствует улучшению задатков к освоению языков, повышает творческий потенциал, коммуникабельность и улучшает социальную адаптацию личности.
Данный метод уже помог многим тысячам детей, страдающим речевыми расстройствами, проблемами со слухом, аутизмом, дефицитом концентрации внимания (ДКВ), и, кроме того, страдающим расстройствами моторно-двигательных функций. Методики Томатиса помогли преодолеть депрессии у взрослых, ускорить изучение иностранных языков, победить проблемы коммуникабельности, повысить творческий потенциал и работоспособность человека.
Многие музыканты, певцы и артисты и другие работники твоческих профессий смогли повысить свои профессиональные возможности и наработки. Так же, значительное число других пациентов сообщает об улучшении психологических факторов, как то: повышение самооценки, возростание энергичности и работоспособности, повышается ясность мышления и общее психологическое состояние и благополучие. В настоящее время метод Томатиса применяется в нескольких сотнях центров в разных странах мира. Его приняли на вооружение психологи, врачи различных специальностей, преподаватели, педагоги трудотерапии и музыки.
Все это время, доктор Томатис развивал свою теорию, построенную на взаимодействии слухового восприятия и голосового воздействия.
Если речь заходит о наших ушах, мы, как правило, подразумеваем процесс слушания. Безусловно, это основная функция, однако помимо слушания, ухо выполняет ряд иных важных функций, подлежащих рассмотрению. Именно они реализуются в методе Томатиса. Одна из наиболее важных функций уха – вестибулярная. Именно благодаря ей, мы можем ориентироваться в пространстве. Кроме того, она является передатчиком сенсорной информации, которая поступает от нашего тела в мозг. Дети, имеющие вестибулярные проблемы, как правило, испытывают трудности с передачей данной информации.

Иной важной частью внутреннего уха является улитка, выполняющая функцию анализатором звука, и являющаяся важнейшим элементом для понимания речи. Оба эти органа тесно связаны и действуют как промежуточный ретранслятор между нервной системой и мозгом, обеспечивая передачу всей сенсорной информации. Тактильные, слуховые и зрительные сигналы проходя в мозг, проходят через вестибюль и улитку. Однако, согласно теории Томатиса, это далеко не все функции уха .

Так например, Томатис показывает нам, что, звуки высокой частоты возбуждают мозг, в то время, как звуки низкой частоты, наоборот, снимают мозговое возбуждение. Опираясь на это звуки высокой частоты он называет " заряжающими звуками " и наоборот, считает, что низкочастотные звуки чаще всего утомляют нас. Любые звуки порождают вибрацию внутренних органов, стимулируя полукруглые каналы вестибюля. В том случае, когда низкочастотные звуки поступают в течение длительного времени, они оказывают отрицательное воздействие на организм человека. Данный эффект мы можем наблюдать у людей, прослушивающих тяжелую музыку (реп или рок) длительное время. В то время, как произведения Моцарта или Баха оказывают совершенно противоположное воздействие.

Томатис обращает внимание , на то, что, когда мозг «хорошо заряжен», человек может достичь большей концентрации и сосредоточения , способности самоорганизовываться, улучшает память, обучаемость и работоспособность в течение длительного времени не напрягаясь. В том случае, когда мозг «хорошо заряжен», человек ощущает достаточно созидательной энергии для воображения и творчества. Абсолютное большинство взрослых и детей с хорошим музыкальным слухом получают подпитку «звуковой энергией" и как правило, не испытывает недостатка сил, а так же чувства депрессии. Гиперактивные дети могут «зарядить силы» своего мозга выполняя вестибулярные действия. Люди же, чей мозг «не достаточно заряжен», могут быть не готовы к проблемам, которые ставит перед ними жизнь и социально - общественная система.

Первичной функцией уха является Слушание, а не Слышание. Томатис четко разграничивает слушание и слышанием.

Слышание – процесс пассивный ; слушание – активный, требующий использования наших ушей соответствующим образом. Человек может иметь превосходный музыкальный слух, но быть плохими слушателями. Большинство детей, имеющих трудности с обучаемостью или концентрацией внимания, имеют превосходный слух, хотя не могут хорошо читать, или концентрировать свое внимание. Проблема таких детей – неспособность слушать. В итоге, они не могут концентрировать внимание и испытывают трудности с чтением.

Слушание – есть способность воспринимать необходимую информацию, а так же отклонять ненужную информацию. В то время, когда мы чувствуем себя хорошо, мы не обращаем внимания на различные раздражители, которые исходят из вне или непосредственно от нас. Это дает нам возможность сосредоточивать свое внимание и концентрироваться, не испытывая чувства при этом растерянности или беспомощности перед потоком громадного массива окружающей нас информации. Мы можем сортировать ее и систематизировать, оценивая её важность, и не ощущая при этом перегруженности. Однако, в том случае, когда процесс слушания нарушен, возникают проблемы обучаемости, в общении и в социальных навыках.

«Обучение слушанию, развитое Томатисом, предназначено восстанавливать способности ушей слушать в более эффективной, организованной и сбалансированной манере. Цель состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать различную информацию. Когда функция слушания расширена или восстановлена, мозг демонстрирует более эффективную способность к восприятию и переработке сигналов, поступающих из окружающей среды». (Цитируется: Paul Madaule, L.P. and Valerie Dejean, O.T., «The Listening Function»)

Взаимосвязь уха и голоса. Доминирующее ухо.

Как известно, у каждого из нас есть доминирующее ухо, у одних доминирует левое, у других – правое. Те, у кого доминирует правое, способны услышать и распознать слуховую информацию быстрее, тех людей у которых доминирует левое ухо. В силу этого обстоятельства, «правши» лучше управляют свойствами собственной речи и параметрами голоса: интенсивностью, тембром, частотой, ритмом и потоком информации. Программа Томатиса дает возможность пациентам обучиться пользоваться своим правым ухом более эффективно для решения задач получения более полного контроля над голосом. Это поможет сохранять людям самообладание и уверенность в себе в разнообразных ситуациях, предлагаемых жизнью.

Ряд независимых исследователей, исследуя результаты использования метода Томатиса при лечении заик (Badenhorst, 1975), сделали заключение, что «индивидуумы с доминирующим правым ухом показали великолепную способность к спонтанному и адекватному эмоциональному реагированию на различные стимулы. В большинстве случаев, „правши“, являлись более открытыми и более отзывчивыми людьми, менее склонными к беспокойству, расстройству напряженности, и агрессии. Данные результаты в полном объеме соответствовали предсказаниям теории Томатиса». (Цитируется: VanJaarsveldandDuplessis, S. Afr. J. Psychology, 1988, 18 (4)).

Изучая функции уха, не следует забывать о голосе. Слух и голос связаны между собой самым тесным образом. Опираясь на экспериментальные данные, Томатис еще в 1953 году зачитал доклад во Французской академии наук. На нем он предствил науке открытый им закон: «Голос воспроизводит только те звуки, которые ухо может услышать».

Вследствие выше названного закона, изменение слуха приводит к изменению голоса. Данное явление наблюдается у певцов, имеющих проблемы с голосом. В большенстве случаев, причиной проблем были проблемы со слухом, ввиду того, что ухо не способно более контролировать точность звука, для его воспроизведения. Следствием этого является тот факт, что многие певцы начинают «выдавливать» из себя звуки вместо того, чтобы попробовать искоренить эту проблему. По мере решения проблем со слухом, голос восстанавливается в полном объеме. Многие известные певцы, к примеру, Мария Каллас, проходили курс реабилитации в центре Томатиса.

У детей с плохим слухом часто возникают проблемы с обучением, они обладают монотонными, плоскими, резкими голосами. Резкий голос, к примеру, говорит о неспособности анализировать высокие созвучия и о доминировании левого уха. Развивая слух и тренируя правое ухо ребёнка, нетрудно увидеть, как голос ребенка приобретает богатый диапазон созвучий, и становится точным, размеренным и быстрым в ответах.

В самом начале своей научной деятельности, Томатис утверждал, что зародыш ребенка, находясь в утробе матери, слышит и слушает её голос. Дальнейшие исследования подтвердили эту идею, ныне повсеместно принятую медицинской общественностью.

Генри Труби сообщает, что шестимесячный зародыш перемещает свое тело в ритм речи матери. Томатис делает вывод, что голос матери, не только эмоционально подпитывает ребенка, но и подготавливает к овладению языковыми навыками после рождения.

В силу этого обстоятельства, Томатис рекомендует использовать материнский голос, для повторного открытия процесса слушания. Для этого голос пропускается через специальные фильтры, напоминая собой те звуки, которые зародыш слышал в утробе матери. По реакции детей и взрослых стало ясно, что использование материнского голоса имеет сильнейшее воздействие: дети успокаиваются; они проявляют больше любви и привязанности, особенно, к матери. У приемных детей в этом случае улучшается контакт с приемной матерью. Материнский голос является могучей основой, которая формирует и развивает процесс слушания, оказывающий огромное влияние на последующее развитие языковых навыков. Весь этот процесс представляет собой совершенно иное, попытку «перепрограммировать» все стадии человеческого развития через символический опыт.

Поскольку Томатис использует голос матери как часть терапевтического процесса, некоторые люди неверно заключили, что ответственность за трудности ребенка он перекладывает на мать. Это не отражает позицию Томатиса вообще. Использование голоса матери представляет собой терапевтический инструмент, посредством которого создается или восстанавливается связь между матерью и ребенком, который не развивался полноценно. Сотни исследований и экспериментов свидетельствуют о том, что эта связь изначальна – основа персональной безопасности и начало взаимодействия с миром.

Используя голос матери, Томатис стремится привить ребенку желание повторно соединиться с матерью и услышать её голос, как впервые. Этому «психологическому» подходу должна сопутствовать конкретная работа, цель которой, – построить заново систему восприятия. Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что метод Томатиса предлагает чёткую систему для более гармоничного и совершенного развития.

Для обучение слушанию используется звуковое воздействие, генерируемое с помощью специального электронного устройства. Для того, чтобы изменить функцию слушания, с самого начала требуется интенсивное вмешательство . В течении первых 13 - 20 дней используется получасовая - двухчасовая звуковая стимуляция. Последующие блоки такие же по продолжительности либо более короткие, проводятся с перерывом в один или два месяца. Для того, чтобы помочь ребенку или взрослому научиться слушать свой собственный голос, используется активная работа с микрофоном.

Особенно эффективным метод Томатиса оказался при решении поведенческих проблем и устранении трудностей в обучении. Метод Томатиса приносит значительную пользу системе образования. Дети, кторые прошли «слуховую терапию», показали значительное увеличение I.Q.(коэффициент умственного развития), отличные навыки чтения, улучшение процессов восприятия, а так же способность устно выражать свои мысли и чувства.

В Центре Томатиса в Торонто (Канада) изучали результаты «слуховой терапии» на полутысяче детей и подростков. Они все показали отличные результаты при психологическом и образовательном тестировании. При этом 95% родителей подтвердили, что программа оказала огромную помощь их детям. Ими отмечены положительные изменения, которые выражаются в следующих параметрах:

Повышение уровня коммуникабельности – 89%
Увеличение концентрации внимания – 86%
Уменьшение уровня расстройств – 80%
Понимание чтения – 85%
Качество речи – 74%
Память – 73%
Запись по буквам – 69%
Зрелость – 84%

В течении последующих шести месяцев 83% детей сохранили и развили свои результаты. Другие 14% детей лишь частично сохранили свои достижения, и всего 3% потеряли полученные навыки.

В данный момент существует множество клинических свидетельств, подтверждающих эффективность метода Томатиса при работе с детьми, страдающими аутизмом. Исследовалась также эффективность метода в работе с людьми при заикании, беспокойстве и депрессии. (FromWhenListeningComesAlive, byPaulMadaule, MoulinPublishing, 1994)